Пользователи, малознакомые с устройством одноранговых сетей, зачастую трактуют значение p2p-сетей и p2p-клиентов, как одно и то же, однако это мнение далеко от истины.
P2P-сеть объединяет разные p2p-клиенты, и является не более чем набором предопределенных правил и взаимодействий. P2P-клиент, с другой стороны, это компьютерная программа, которая взаимодействует с другими клиентами сети. Основная цель заключается в том, чтобы создать соединение peer-to-peer (соединение равноправных узлов), что позволит клиентам общаться друг с другом (и передавать файлы, соответственно).
Возьмите первую из популярных p2p-сетей, Napster. Получить доступ к сети и пользователям Napster можно было только с одноименного клиента. Это было очень просто и понятно, что исключало любую путаницу для конечного пользователя. Тем не менее, много воды утекло с тех пор, и сети приобрели независимость от клиентского ПО.
Первое поколение файлообмена
Как уже упоминалось выше, Napster был первичным p2p-приложением, которое популяризировало концептуальную модель для миллионов. Принцип его работы был достаточно простым. Компания Napster владела центральным сервером, который индексировал каждый файл, предложенный клиентом Napster для обмена. Если вы хотели скачать определенный файл, достаточно было использовать «Napster поиск». Процесс поиска сводился к вопросу серверу: «Кто-нибудь уже поделился этим файлом?». После чего центральный сервер начинал искать по ключевым словам среди известных ему файлов, и затем предоставлял вам список пользователей, которые «расшарили» нужный файл.
Это была разумная сетевая конструкция по ряду причин, речь идет о центральной модели сервера, который эффективно справлялся с обработкой запросов и помогал Napster сохранить контроль над сетью. К сожалению, это также означало, что, когда адвокаты вступили в игру, им было достаточно выключить центральный сервер Napster, чтобы похоронить p2p-сеть навсегда.
Второе поколение файлообмена
Второй базовой p2p-сетью, которая вступила в игру, стала Gnutella. После смерти Napster, создатели Gnutella, очевидно, нацелили свои силы на создание децентрализованной сети, которая не может быть закрыта простым отключением сервера.
Gnutella работала через прямое подключение одного пользователя к другому и, следовательно, пропускала любой центральный сервер в этой цепи. Всякий раз, когда вы запускали клиент Gnutella, вы должны были подключиться к определенному количеству пользователей, которые также были подключены к другим пользователям сети и так далее. В результате создавалась одна огромная сеть. Если вы начинали поиск внутри сети, вы задавали вопрос пользователям, к которым были подключены: «Эй, у вас есть этот файл?». Те пользователи искали файл у себя, затем передавали запрос пользователям, с которыми связан каждый из них.
Главным преимуществом этой сети, конечно, становилась невозможность простого закрытия. Тем не менее, было множество недостатков, медленный поиск и «острова» подсетей, не связанных друг с другом.
Технология известна далеко не медленной эволюцией… Пути улучшения таких сетей, эффективного поиска в них и повышение скорости загрузки были быстро найдены.
После Gnutella, наиболее известной сетью второго поколения стал FastTrack, известный также как Kazaa. Клиенты для этой сети включают в себя (но не ограничиваются ими) Kazaa, Grokster и Morpheus. Названия Kazaa, Grokster и Morpheus принадлежат разным клиентам, которые подключались к одной сети. Тем не менее, пользователь каждого клиента не имел ограничений между файлообменом с пользователями других клиентов.
Сеть Kazaa ввела очень важные улучшения, которые положили начало переломному моменту развития p2p-сетей. Вместо работы с сетью, где каждый пользователь рассматривался как равный, Kazaa продвигает определенных пользователей на суперузлы. Эти узлы напоминают своим поведением центральный сервер, координируют поиск и предоставляют клиентам список пользователей, к которым те могут подключиться. Эта новая технология оказалась чрезвычайно успешной и быстро стала стандартом среди клиентов второго поколения.
Сеть Kazaa, несмотря на свой децентрализованный характер, стала причиной многочисленных судебных баталий. Она по-прежнему продолжает действовать и сегодня, даже после решения австралийского суда о том, что её деятельность незаконна. Тем не менее, провал юристов, выступающих за международное судебное закрытие сети, привел к рождению новой тактики: умышленное «затопление» сети поддельными файлами. По этой причине, когда-то очень популярная сеть потеряла большую часть своей пользовательской базы.
eDonkey2000 была четвертой крупной p2p-сетью, которая вступила в игру. Децентрализованная, но применяющая мощности центральных серверов, которые могут быть легко созданы кем угодно, сеть предложила новые возможности. Основные преимущества сети eDonkey2000 заключались в невозможности простого наводнения сети поддельными файлами, поскольку она была оборудована очень строгой структурой защиты. Однако главным недостатком сети стала высокая стоимость содержания ED2K-сервера.
Наряду с нечетным количеством поддельных серверов, сеть продолжает жить и по сей день. Она преодолела немало тяжелых ударов. Первым таким ударом стал рейд и изъятие наиболее популярного ED2K-сервера Razorback2, в феврале 2006 года. Наиболее важный удар случился в том же году, когда MetaMachine (создатели eDonkey2000) и RIAA достигли соглашения за 30 миллионов долларов, прекращающего разработку и развитие сети, а также отказ в доступе пользователям сети eDonkey2000.
Сеть выжила благодаря тому, что eDonkey2000 состояла в основном из клиентов eMule, а не eDonkey2000. Другими популярными альтернативами eMule являются сильно модифицированные версии eMule, aMule и Shareaza.
Третье поколение файлообмена
Без сомнения, BitTorrent заслуживает звания третьего поколения обмена файлами. Наиболее значительная и, вероятно, самая необычная разница между BitTorrent и предыдущими поколениями файлообмена – структура «один файл, одна сеть». Вместо того чтобы пытаться создать одну большую сеть файлов при помощи суперузлов, веб-кэша или серверов, BitTorrent создает новую сеть для каждого набора файлов. Сервера под управлением программного обеспечения трекера, поддерживают небольшие сети в режиме онлайн.
Большая гибкость в создании файлов доступных для других участников сети и деятельность трекера, привели к экспоненциальному росту. Даже принудительное закрытие многих крупных трекеров (включая операции под руководством ФБР), не смогли остановить рост сети. В настоящее время BitTorrent является наиболее популярной файлообменной сетью.
P2P-сеть объединяет разные p2p-клиенты, и является не более чем набором предопределенных правил и взаимодействий. P2P-клиент, с другой стороны, это компьютерная программа, которая взаимодействует с другими клиентами сети. Основная цель заключается в том, чтобы создать соединение peer-to-peer (соединение равноправных узлов), что позволит клиентам общаться друг с другом (и передавать файлы, соответственно).
Возьмите первую из популярных p2p-сетей, Napster. Получить доступ к сети и пользователям Napster можно было только с одноименного клиента. Это было очень просто и понятно, что исключало любую путаницу для конечного пользователя. Тем не менее, много воды утекло с тех пор, и сети приобрели независимость от клиентского ПО.
Первое поколение файлообмена
Как уже упоминалось выше, Napster был первичным p2p-приложением, которое популяризировало концептуальную модель для миллионов. Принцип его работы был достаточно простым. Компания Napster владела центральным сервером, который индексировал каждый файл, предложенный клиентом Napster для обмена. Если вы хотели скачать определенный файл, достаточно было использовать «Napster поиск». Процесс поиска сводился к вопросу серверу: «Кто-нибудь уже поделился этим файлом?». После чего центральный сервер начинал искать по ключевым словам среди известных ему файлов, и затем предоставлял вам список пользователей, которые «расшарили» нужный файл.
Это была разумная сетевая конструкция по ряду причин, речь идет о центральной модели сервера, который эффективно справлялся с обработкой запросов и помогал Napster сохранить контроль над сетью. К сожалению, это также означало, что, когда адвокаты вступили в игру, им было достаточно выключить центральный сервер Napster, чтобы похоронить p2p-сеть навсегда.
Второе поколение файлообмена
Второй базовой p2p-сетью, которая вступила в игру, стала Gnutella. После смерти Napster, создатели Gnutella, очевидно, нацелили свои силы на создание децентрализованной сети, которая не может быть закрыта простым отключением сервера.
Gnutella работала через прямое подключение одного пользователя к другому и, следовательно, пропускала любой центральный сервер в этой цепи. Всякий раз, когда вы запускали клиент Gnutella, вы должны были подключиться к определенному количеству пользователей, которые также были подключены к другим пользователям сети и так далее. В результате создавалась одна огромная сеть. Если вы начинали поиск внутри сети, вы задавали вопрос пользователям, к которым были подключены: «Эй, у вас есть этот файл?». Те пользователи искали файл у себя, затем передавали запрос пользователям, с которыми связан каждый из них.
Главным преимуществом этой сети, конечно, становилась невозможность простого закрытия. Тем не менее, было множество недостатков, медленный поиск и «острова» подсетей, не связанных друг с другом.
Технология известна далеко не медленной эволюцией… Пути улучшения таких сетей, эффективного поиска в них и повышение скорости загрузки были быстро найдены.
После Gnutella, наиболее известной сетью второго поколения стал FastTrack, известный также как Kazaa. Клиенты для этой сети включают в себя (но не ограничиваются ими) Kazaa, Grokster и Morpheus. Названия Kazaa, Grokster и Morpheus принадлежат разным клиентам, которые подключались к одной сети. Тем не менее, пользователь каждого клиента не имел ограничений между файлообменом с пользователями других клиентов.
Сеть Kazaa ввела очень важные улучшения, которые положили начало переломному моменту развития p2p-сетей. Вместо работы с сетью, где каждый пользователь рассматривался как равный, Kazaa продвигает определенных пользователей на суперузлы. Эти узлы напоминают своим поведением центральный сервер, координируют поиск и предоставляют клиентам список пользователей, к которым те могут подключиться. Эта новая технология оказалась чрезвычайно успешной и быстро стала стандартом среди клиентов второго поколения.
Сеть Kazaa, несмотря на свой децентрализованный характер, стала причиной многочисленных судебных баталий. Она по-прежнему продолжает действовать и сегодня, даже после решения австралийского суда о том, что её деятельность незаконна. Тем не менее, провал юристов, выступающих за международное судебное закрытие сети, привел к рождению новой тактики: умышленное «затопление» сети поддельными файлами. По этой причине, когда-то очень популярная сеть потеряла большую часть своей пользовательской базы.
eDonkey2000 была четвертой крупной p2p-сетью, которая вступила в игру. Децентрализованная, но применяющая мощности центральных серверов, которые могут быть легко созданы кем угодно, сеть предложила новые возможности. Основные преимущества сети eDonkey2000 заключались в невозможности простого наводнения сети поддельными файлами, поскольку она была оборудована очень строгой структурой защиты. Однако главным недостатком сети стала высокая стоимость содержания ED2K-сервера.
Наряду с нечетным количеством поддельных серверов, сеть продолжает жить и по сей день. Она преодолела немало тяжелых ударов. Первым таким ударом стал рейд и изъятие наиболее популярного ED2K-сервера Razorback2, в феврале 2006 года. Наиболее важный удар случился в том же году, когда MetaMachine (создатели eDonkey2000) и RIAA достигли соглашения за 30 миллионов долларов, прекращающего разработку и развитие сети, а также отказ в доступе пользователям сети eDonkey2000.
Сеть выжила благодаря тому, что eDonkey2000 состояла в основном из клиентов eMule, а не eDonkey2000. Другими популярными альтернативами eMule являются сильно модифицированные версии eMule, aMule и Shareaza.
Третье поколение файлообмена
Без сомнения, BitTorrent заслуживает звания третьего поколения обмена файлами. Наиболее значительная и, вероятно, самая необычная разница между BitTorrent и предыдущими поколениями файлообмена – структура «один файл, одна сеть». Вместо того чтобы пытаться создать одну большую сеть файлов при помощи суперузлов, веб-кэша или серверов, BitTorrent создает новую сеть для каждого набора файлов. Сервера под управлением программного обеспечения трекера, поддерживают небольшие сети в режиме онлайн.
Большая гибкость в создании файлов доступных для других участников сети и деятельность трекера, привели к экспоненциальному росту. Даже принудительное закрытие многих крупных трекеров (включая операции под руководством ФБР), не смогли остановить рост сети. В настоящее время BitTorrent является наиболее популярной файлообменной сетью.